Новости

01.10.2003|18:45

За 8 месяцев 2003 года убытки российских железных дорог от пригородных пассажирских перевозок составили 12 млрд. рублей.

Проблема снижения убыточности пригородных перевозок является одной из ключевых в сфере взаимодействия железных дорог и субъектов Российской Федерации. За 8 месяцев убытки российских железных дорог от пригородных пассажирских перевозок составили 12 млрд. рублей, при этом компенсированы были лишь 5,6 млрд. рублей.
На сегодняшний день доходы от продажи билетов в пригородном сообщении составляют пятую часть от всех расходов по хозяйству пригородных пассажирских перевозок. При этом, напомним, износ пригородного подвижного состава составляет 75%, около половины парка полностью выработало свой ресурс.
Одним из решений проблемы становится создание отдельных пассажирских компаний, которые будут обеспечивать пригородные перевозки.
 Такие компании одними из первых будут выделены из открытого акционерного общества "Российские железные дороги"  на втором этапе реформирования железнодорожной отрасли (2003-2005 гг.), поскольку такая мера поможет решить не только проблему снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок, но и обеспечит выполнение  в этой области главной задачи второго этапа реформирования отрасли - создания реальной конкурентной среды. Появление конкуренции в области пригородных пассажирских перевозок станет стимулом для  улучшения сервиса, повышения эффективности работы пригородного сектора, а в конечном итоге приведет к снижению стоимости перевозок.
  Пригородными пассажирскими перевозками будут заниматься соответствующие компании, расположение которых будет в основном совпадать со структурой территориального деления страны. Они будут создаваться либо как подразделения ОАО "РЖД", либо в форме дочерних открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных властей.
"Развитие частного сектора в этой сфере не означает, что ОАО "Российские железные дороги" откажутся от пассажирских перевозок, как "убыточной повинности" железнодорожного транспорта. Этого никогда не произойдет. Для нас это потенциально эффективный сектор бизнеса", - заявил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев.
Первым шагом в осуществлении этого крайне важного направления стало создание в 1998 г. на Западно-Сибирской железной дороге ОАО "Экспресс-пригород" со 100%-м государственным уставным капиталом. Его учредителями стали Западно-Сибирская железная дорога (51% акций), администрация Новосибирской области (25% акций) и мэрия Новосибирска (24% акций).
Опыт работы этой компании убедительно свидетельствует о правильности этого решения. Так, убытки от пригородных перевозок сократились со 148 млн. рублей в 1999 году до 14 млн. руб. в 2002 году, т.е. в 10 раз. Возмещение затрат на перевозки из бюджета Новосибирской области возросло, соответственно, с 11 до 81 млн. руб., т.е. почти в 8 раз. Выручка от продажи билетов возросла с 67 до 189 млн. руб., т.е. почти в 3 раза.
Экспресс Новосибирск-Омск, назначенный на маршрут с 30 апреля 2003 года, к настоящему моменту уже практически стал рентабельным. Сравнительный анализ данных  за 6 месяцев 2003 года с экспрессом, назначенным ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" по этому же маршруту, в это же время показывает, что населенность частной электрички достигает 90%, в то время как государственная заполняется только на 65% при равной стоимости билетов.
Как показывают расчеты, за 8 месяцев 2003 года ОАО "Экспресс-пригород" не имел бы убытков от своей деятельности - при условии возмещения затрат из федерального бюджета за проезд всех категорий граждан, имеющих льготы.
 Таким образом, опыт организации пригородных пассажирских перевозок, - самого убыточного вида перевозок,  частной компанией оказался успешным и показывает, что создание частных пассажирских компаний, предусмотренное на втором этапе реформирования железнодорожной отрасли, может быть перспективным и прибыльным.
К настоящему времени, помимо "Экспресс-Пригород", созданы еще три аналогичные компании - "Омск-пригород", "Кузбасс-пригород", "Алтай-пригород".
Кроме того, в рамках программы снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок в пригородном сообщении в настоящее время вводится институт разъездных билетных кассиров и перронного контроля, что одновременно позволит дорогам снизить убыточность пригородных пассажирских перевозок и облегчит пассажирам процесс покупки билета на электричку. Разъездные билетные кассиры будут сопровождать электропоезд на всем маршруте и заниматься проверкой/продажей билетов. Система разъездных кассиров позволит также решить проблему "без кассовых"  пунктов посадки, которых на сегодняшний день в России насчитывается более 9000, в то время как кассами снабжены 2100 пунктов.


Адрес страницы в сети Интернет:  https://pass.rzd.ruhttps://pass.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=657&layer_id=4070&refererLayerId=4069&id=14877&print=1

screenRenderTime=1